Галина Хованская: «Региональный строительный бизнес готов к введению института саморегулирования»
Чем ближе 1 января 2009 года, тем больше вопросов возникает у представителей строительной отрасли. Дело не только в финансовом кризисе, из-за которого многие компании были вынуждены заморозить или приостановить реализацию своих проектов, но и во вступлении в силу федерального закона № 148, в соответствии с которым лицензирование в сфере строительства, проектирования и изыскательских работ заменяется саморегулированием. Споры вокруг этого закона и его своевременности продолжаются до сих пор. С вопросами по этому поводу мы обратились к одному из авторов 148-ФЗ, депутату Государственной думы Галине Хованской.
— Галина Петровна, будет ли Госдума рассматривать вопрос о перенесении сроков вступления в силу ФЗ-148 "О внесении поправок в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты РФ"?
— Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Государственной Думой ФС РФ 02.07.2008 г.
Закон вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 25.07.2008 г.), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, установленные статьей 8 данного закона.
Законопроектов, вносящих изменения в закон в части переноса сроков вступления в силу отдельных его положений, в Государственную Думу ФС РФ на сегодняшний день не внесено.
— Представители строительного комплекса утверждают, что в 148-ФЗ содержится ряд пробелов. Согласны ли вы с этим? Предполагается ли рассмотрение каких-либо поправок к этому закону?
— Согласна. Так, например, не совсем понятно, как быть строительным компаниям, которые осуществляют сразу несколько видов деятельности. Им придется вступать сразу в несколько саморегулируемых организаций и, соответственно, нести большие расходы в виде регулярных членских взносов, взноса в компенсационный фонд, страховых взносов.
В октябре Читинская областная дума и Агинская Бурятская окружная дума внесли в Государственную Думу ФС РФ проект закона, вносящего изменения в Градостроительный кодекс РФ в части введения института комплексных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации и строительство.
Данный законопроект еще не рассматривался даже на уровне профильного комитета по строительству и земельным отношениям.
— Как вы считаете, не станет ли отмена лицензирования и введение института саморегулирования в строительстве, проектировании и изыскательских работах серьезной проблемой для отрасли на фоне финансового и экономического кризиса?
- Ряд экспертов считают, что решение об отмене лицензирования и введение саморегулирования в строительной отрасли в условиях кризиса является ошибочным. По моему мнению, ошибкой будет отмена или перенос сроков введения саморегулирования в условиях, когда закон начал работать, когда такие организации уже создаются. Государственным органом, ответственным за ведение реестра СРО в сфере строительства, проектировании и изыскательских работ, определен Ростехнадзор (для других видов деятельности, подлежащих саморегулированию, таких органов нет). Институт лицензирования не обеспечивает, в отличие от СРО, контроля за деятельностью предпринимателей после выдачи лицензий. При этом он стал "кормушкой" для чиновников, занятых в этой сфере.
— Среди представителей среднего бизнеса распространено мнение, что 148-ФЗ будет способствовать укрупнению компаний, работающих на рынке, и таким образом малый и средний бизнес будет вынужден уйти из строительства и проектирования. Согласны ли вы с этим мнением? Не предполагается ли введения каких-либо особых условий для поддержки малого и среднего бизнеса в соответствии с политикой высшего руководства страны?
- Разработчики данного закона исходили из того, что столь высокие требования по размеру взносов в компенсационный фонд (500 тысяч рублей для организаций, осуществляющих изыскательские и проектные работы, и 1 миллион рублей для строительных фирм) и по численности СРО (50-100 членов соответственно) не позволят допустить торговли допусками на строительный рынок и создавать фиктивные саморегулируемые организации одним монополистом.
Я не разделяю их оптимизма и считаю, что данные требования необходимо смягчить именно для предотвращения монополизации строительного рынка.
Положительной нормой закона в части предотвращения монополизации является норма, согласно которой при подсчете количества членов в организации все аффилированные лица будут считаться как одно лицо.
В любом случае создание СРО в строительной отрасли должно быть предметом внимания для Федеральной антимонопольной службы.
— Перечень видов работ, оказывающих влияние на надежность и безопасность зданий и сооружений, должен был быть сформирован к 22 октября. Но его до сих пор нет (интервью было взято в середине ноября 2008 года), как не определен орган, формирующий его, ведущий учет саморегулируемых организаций и т.д. С чем связана эта ситуация? Не возникнет ли ситуация, что к 1 января 2009 года эти документы не будут утверждены, и фактически 148-ФЗ станет неработающим законом? Определена ли ответственность за подготовку подзаконных актов?
- 19 ноября 2008 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данным постановлением установлено, что:
- перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации;
- государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
— Юристы считают, что предприятия, имеющие лицензии, срок действия которых заканчивается после 1 января 2010 года, могут оспорить в суде положение об отмене действия их лицензий и имеют серьезные шансы выиграть подобные процессы. Ваше мнение по этому поводу?
- С 1 января 2010 года прекращается лицензирование строительной деятельности. Это закреплено в статье 18 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Таким образом, оснований для обращения в суд не имеется. Прекращение действия лицензий будет осуществлено в соответствии с законодательством.
— Насколько, с вашей точки зрения, строительный рынок России готов к переходу на саморегулирование? Не повторится ли ситуация 1990-х годов с рейдерскими захватами, умышленными банкротствами и т.д., особенно учитывая то, что, по мнению аналитиков, экономический кризис в России еще не достиг своего пика, который придется на весну 2009 года?
- Уже сейчас в стране созданы и действуют строительные союзы и ассоциации. Это та база, на основе которой начнут работать саморегулируемые организации. Так что готовность строительного рынка к переходу на саморегулирование у меня озабоченности не вызывает.
— Изучали ли вы ситуацию в регионах при создании и принятии 148-ФЗ? Насколько представители регионального бизнеса готовы и смогут развиваться с введением института саморегулирования?
- Отменяя обязательное лицензирование строительной деятельности, государство стремится обеспечить свое минимальное вмешательство в развитие строительного бизнеса.
Строительные союзы и ассоциации, о которых я говорила выше, объединяют в среднем 70-80 компаний и индивидуальных предпринимателей в каждом регионе.
По моему мнению, региональный строительный бизнес уже подготовлен к введению института саморегулирования.
Для справки:
Хованская Галина Петровна
Родилась в 1943 году в Москве в семье преподавателей.
Образование высшее: Московский инженерно-физический институт и Академический правовой университет.
С 1966 года — научный сотрудник Института прикладной математики Академии наук СССР.
С 1993 года — депутат Московской городской думы, руководитель Общественного совета и председатель комиссии по жилищной политике.
Автор основ жилищного законодательства.
2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной думы V созыва от партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА / ПЕНСИОНЕРЫ / ЖИЗНЬ".
Является членом фракции "Справедливая Россия" в Государственной думе V созыва, членом комитета ГД по строительству и земельным отношениям.
17.12.2008
Частник.ru
Вернуться в раздел СРО, Строительные лицензии.
|